Школа Сакья близко связана с древней тибетской линей предков Кхон, которая, согласно традиции произошла от божественных существ. Эта линия продолжается вплоть до сегодняшних дней. Кхон Кончок Гьялпо (1034-1102) считается основателем традиции Сакья.
Школа Ньингма образовалась, когда в 817 король Тибета Трисонг Децен пригласил из Индии мастера Падмасамбхаву и монаха Шантаракшиту из университета Наланда, которые в течение многих лет с помощью 108 переводчиков и 25 учеников перевели на тибетский язык всю буддийскую литературу.
Буддизм Чистой Земли (кит. 净土宗 цзинтуцзун; яп. 浄土宗, дзёдо-сю; вьетн. Tịnh Độ Tông), также Амидаизм — школа буддизма Махаяны и в настоящее время самая распространённая ветвь дальневосточного буддизма. Эта школа в первую очередь обращает внимание на "веру" и соответствующий ритуал, и популярна также среди широких народных масс. Конкурирующая школа чань (дзен) практикуется существенно меньше.
Нитирэнизм - Одно из основных направлений буддизма в Японии. Основывается на учении Нитирэна, с которым он впервые выступил в 1253 г. Догматика нитирэнизма основана на буддийском тексте ""Саддхарма пундарика сутра"" (""Сутра лотоса благого закона"").
Мадхъя́мака, мадхьямика (санскр.मध्यमक, Madhyamaka?, кит.中觀宗) — одно из двух основных (наряду с йогачарой) философских направлений буддизмамахаяны. Основатель — полулегендарный мыслитель Нагарджуна (возможно, жил во II в. н. э.). В центре почти всей полемики в буддийской онтологии был вопрос о реальности дхарм.
Йогачара (виджнянавада) – философская школа буддизма махаяны. Основные идеи появились в III веке н.э. и получили отражение в Ланкаватара-сутре. Видными представителями школы считаются основатель школы Матрея?, а также Асанга и Васубандху. Расцвет школы относится к VI-VIII векам н.э. и совпадает с комментаторской деятельностью Стхирамати и Дхармопалы и творчеством крупных буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти.
БУДДИЗМ ЧАНЬ (ДЗЭН). Возникло это течение в форме эзотерической секты. Название «чань» произошло от санскритского «дхиана» (сосредоточение, медитация). Древнее буддийское направление - школа дхиана - призывала своих последователей чаще отрешаться от внешнего мира и, следуя древнеиндийским традициям, погружаться в себя, концентрировать свои мысли и чувства на чем-либо одном, сосредоточиваться и уходить в бескрайние глубины сущего и таинственного. Целью дхианы было достижение транса в процессе медитации, ибо считалось, что именно в состоянии транса человек может дойти до затаенных глубин и найти прозрение, истину, как это случилось с самим Гаутамой Шакь-ямуни под деревом Бо (Бодхи).
Саутрантика – философская школа буддизма хинаяны. Отделилась от вайбхашики во II – III веке н.э. в противоположность которой признает не три, а только два первых раздела Типитаки, отрицая аутентичность Абхидхарма-питаки.Саутрантика испытала влияние махаяны, что впоследствии привело к образованию ряда школ, объединяющих идеи как хинаяны, так и махаяны.
Вайбхашика. Одна из крупнейших школ буддизма хинаяны. Первоначально носила название сарвастивада, позднее иногда называлась муласарвастивада. Близка к тхераваде, то есть раннему буддизму.
Тхерава́да, Ставиравада, Стхавиравада (пали: theravāda, санскр. थेरवाद, theravāda?; स्थाविरवाद, sthāviravāda?) — единственная сохранившаяся из 18 школ раннего буддизма.