Йогачара (виджнянавада) – философская школа буддизма махаяны. Основные идеи появились в III веке н.э. и получили отражение в Ланкаватара-сутре. Видными представителями школы считаются основатель школы Матрея?, а также Асанга и Васубандху. Расцвет школы относится к VI-VIII векам н.э. и совпадает с комментаторской деятельностью Стхирамати и Дхармопалы и творчеством крупных буддийских логиков Дигнаги и Дхармакирти.
Конкретизируя буддийское представление о единственной значимости психического бытия личности и критикуя мадхьямику, йогачара развивает идею исключительной значимости Виджняны. Одновременно в школе йогачара получила распространение концепция алаявиджняны – своеобразного абсолютного сознания, имеющего природу не универсального, а индивидуального сознания.
Особенностью йогачары является усиленное внимание, придаваемое медитативной йогической практике, рассматриваемой как основное средство достижения освобождения. При этом развиваемая йогачарой буддийская логика, в противоположность реалистической логике брахманизма (ньяе), исследовала не возможность познания мира, а достоверность самого познания – отношения «Я» и мира. В этом отношении очень интересна теория об относительном значении слов.
Йогачаре приписывают высказывание: «Все нереально, но факт сознания нереальности реален».
Помимо Индии, йогачара получила распространение в Восточной Азии, особенно Китае, Тибете, Японии.
Источник: http://ariom.ru/wiki/Jjogachara |