Вайбхашика. Одна из крупнейших школ буддизма хинаяны. Первоначально носила название сарвастивада, позднее иногда называлась муласарвастивада. Близка к тхераваде, то есть раннему буддизму.
Основа воззрений вайбхашики – учение о дхармах, ставшее фундаментом хинаяны и принятое буддизмом вообще. Вайбхашика утверждает неизменное постоянное число дхарм, разделяющихся на настоящие, прошлые и будущие, в связи с чем бытие дхарм, их возникновение и исчезновение – это только странствие имеющихся данностей с одной временной ступени на другую. Вайбхашика предполагает многочисленные классификации дхарм, наиболее значимые из них, с точки зрения течения процесса познания – классификации на скандхи, аятаны и дхату.
Нирвана, как абсолютная реальность, представляется в вайбхашике совершенно отделенной от нирваны как психологического состояния и, оказавшись неподвижным, неизменным элементом, означающим безличный материальный остаток, выступает как некая материальная данность – дравья. В данном аспекте под материальным в вайбхашике подразумевается не «телесный», а «непсихический».
По решению 4-го буддийского собора в начале н.э. в Кашмире были составлены комментарии к канону, названные Вибхаша.
Основным источником для изучения вайбхашики служит трактат крупнейшего представителя школы Васубандху Абхидхармакоша
Источник: http://ariom.ru/wiki/Vajjbxashika |